Воскресенье, 2011-03-20


Главная Темы Корана вопрос редактору
Новости
 В мире
 В Казахстане
 Ближний Восток
 Бывший СССР
 Аналитика
 Интервью
 Экономика
 Здоровье
 Спорт
 Кино
 Интересно
 Мировой КРИЗИС
 RSS
 Карта Мира
Религия
 Темы Корана
 Исламские новости
 Общерелигиозные
 Наука и Религия
 Женские вопросы
 Халяль
 Вредные привычки
 История
 Поисковик по Корану
 Ислам туралы қазақша материалдар
 Исламофобия
Полезное
 Фоторепортаж
 Видеорепортаж
 Полемика
 Контакты
 Доска объявлений
 Мужские мусульманские имена
 Женские мусульманские имена
 Фотогалерея
 Форум
 Каталог сайтов
 Архив материалов
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 1964
Доска объявлений
Казахские буквы теперь на iPhone 4 и iPad 1
Услуги репетитора поматематике (Актобе)
Продам участки
Пошив одежды для намаза и мужской одежды по Сунне
пошив одежды для намаза и мужской одежды по Сунне
Продаю дом.
Риелторская компания Ялта Град
Учебный центр "Вавилон"
Пошив на заказ штор, покрывал, мебельных и авточехлов.
Shuboshi (Шубоши) «Удобный доктор»
 ЧИТАЙ 
Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа. Не познают они страха и печали. (Сура 2-277)            Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу. Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены. (Сура 2-281)            Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь, и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель! (Сура 3-8)
"ЧАСТНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ": Теоретик постидеологической политики. Умер Самюэль Хантингтон
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

    В США на 82 году жизни скончался американский политолог Сэмюель Хантингтон. Широкую известность Хантингтону принесла разработанная им теория о столкновении интересов различных мировых цивилизаций

    Хантингтон не был "чистым" ученым. На протяжении своей длительной карьеры он был активно вовлечен в деятельность различных правительственных и неправительственных центров, обеспечивающих интеллектуальное и идеологическое сопровождение американской внешней политики. Он был основателем и издателем влиятельнейшего американского журнала Foreign Policy, в 1977—1978 годах работал в Белом доме координатором программ планирования Совета национальной безопасности. Хантингтон выпустил множество книг по проблемам военной стратегии, взаимоотношений между военными и гражданскими структурами, американской внешней политики, политическому развитию слаборазвитых стран. Хантингтон, безусловно, относился к числу наиболее влиятельных идеологов внешней политики США послевоенного периода. Его последняя обширная работа "Кто мы?" (1994) посвящена, однако, исследованию американской национальной идентичности. Констатируя ее размывание на современном этапе, Хантингтон призывает вернуться к англо-протестантской культуре как фундаменту американских традиций и ценностей, доминировавших в предшествующей истории США.

    Наиболее широкую известность Хантингтону принесла книга "Столкновение цивилизаций" (1996). Книга развивала идеи, высказанные в статье с тем же названием, опубликованной в журнале Foreign Affairs в 1993 году. Появление этой работы стало ответом на дефицит "большой идеологии", возникшей после окончания холодной войны. Скоропостижная победа в этой войне, очевидно, была не только триумфом Америки. Она породила серьезную растерянность и дезориентацию в политических кругах США: вместо одного серьезного противника на карте мира возникло множество локальных конфликтов и небольших анклавов нестабильности. Необходима была концепция, которая бы позволяла сориентироваться в этой новой ситуации, отделить важные вопросы глобальной политики от второстепенных. Концепция "цивилизаций" и была выдвинута Хантингтоном как новая внешнеполитическая "парадигма", которая претендовала на то, чтобы решать эту проблему ориентации в глобальной политике на современном историческом этапе.

    Ближайшим оппонентом, против которого выступил Хантингтон, был Фрэнсис Фукуяма и его тезис о "конце истории". Смысл этого тезиса состоял в том, что большая История закончилась, поскольку на земле не осталось больших конфликтующих сил. Далее нам остается только наблюдать, как выразился Фукуяма, "универсализацию западной либеральной демократии как конечной формы человеческого правления". Однако человеческое общество не может жить без врагов, это прекрасно понимал Хантингтон, который в начале "Столкновения цивилизаций" сочувственно цитирует слова из романа Майкла Дибдина "Мертвая лагуна": "Не может быть настоящих друзей без настоящих врагов. Если мы не ненавидим того, кем мы не являемся, мы не можем любить того, кем мы являемся".

    Политологическая инновация Хантингтона заключалась в том, что он предложил новый способ глобальной политической категоризации. В XX веке основной политический конфликт пролегал между большими идеологиями: интернациональный социализм против национального социализма, коммунизм против либерального капитализма. Последовательный крах национального социализма, а потом и коммунизма означал исчезновение идеологического конфликтного потенциала в мировой политике. Хантингтон предложил другое основание для понимания современных конфликтов. Оно имело культурный, а не идеологический или экономический характер. Это конфликт культурных идентичностей. Наиболее общий тип культурной идентичности Хантингтон и называет "цивилизацией". По его мнению, наиболее опасны конфликты, которые возникают на границе цивилизаций. Эти же границы определяют и контуры возможных союзнических политических блоков. Очевидно, что эта концепция Хантингтона была направлена также против некоторых современных версий левой теории. В частности, против теоретиков миросистемного анализа, усматривающих основной конфликт современности в противоречии между богатыми странами "центра" и бедными странами "периферии" мировой системы. Согласно же Хантингтону, "в этом новом мире наиболее масштабные, важные и опасные конфликты произойдут не между социальными классами, бедными и богатыми, а между народами различной культурной идентификации".

    Цивилизационно-культурный подход, разумеется, не был изобретением Хантингтона — его историю можно проследить начиная с XIX века: немецкая историческая школа, Данилевский, затем Шпенглер, Тойнби и множество других историков и историософов. Хантингтон лишь использовал некоторые из этих наработок в присущем американской науке облегченном, если не сказать легковесном стиле. Получилось, что мир в настоящее время состоит из "семи или восьми основных мировых цивилизаций", а именно: китайской, японской, индуистской, исламской и западной, к которым "целесообразно добавить православную, латиноамериканскую и, возможно, африканскую цивилизации". Этот перечень является весьма произвольным — на карту мира Хантингтон нанес отчего-то целых девять цивилизаций, отсюда постоянная путаница в этом вопросе.

    Поставив в центр своей работы понятие культуры и культурной идентичности, Хантингтон неминуемо становился сторонником концепции культурного детерминизма, согласно которой культура определяет различия в политическом строе и экономическом укладе отдельных государств. Напомню, что эта позиция имеет многочисленных противников, к числу которых относится, например, экономист Эрнандо де Сото.

    Концепция Хантингтона была особенно актуализирована после событий 11 сентября 2001 года. Правда, Хантингтон не стал праздновать победу своей теории. Эту трагедию он назвал "атакой подлых варваров, направленной против любой цивилизации".

    "Столкновение цивилизаций" породило серьезную волну критики представителей самых разных интеллектуальных позиций. Например, Эдвард Саид выпустил работу под название "Столкновение невежества" (The Clash of Ignorance), в которой указал на крайнюю поверхностность цивилизационного подхода. Один из его основных аргументов состоял в том, что внутренние различия внутри каждой из цивилизаций не менее богаты, чем указываемые различия между цивилизациями. Мыслить такими категориями, как "цивилизация", — значит игнорировать эту сложность и многообразие, неправомерно упрощать и обеднять наше представление о мире.

    Наследие безусловно талантливейшего политического идеолога современности продолжает вызывать споры. В современном информационно-рефлексивном мире такая работа, как "Столкновение цивилизаций", является не только отражением реальности, но и способна оказать самое серьезное воздействие на ее формирование. В России, очевидно, эта работа стимулировала тех идеологов, которые заняты поиском и оправданием российской цивилизационной, "геополитической" и прочей самобытности, действующих, таким образом, в русле, заданном американским идеологом. Таков один из парадоксов цивилизационного подхода: он способен провоцировать и формировать те культурные стереотипы, которые всего лишь должен был описывать.

Источник:portal-credo.ru

Категория: В мире | Просмотров: 542 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фоторепортаж
Ситуация в Японии после удара стихии
Собаки в ожидании своих хозяев

Видеорепортаж
Пятьдесят японских специалистов борются с аварией на АЭС
Максим Шевченко: Каддафи - последний герой

Поиск
Последние новости
Дядюшка Сэм все же погреет руки на ливийском костре
Французские ВВС нанесли первый ракетный удар по целям в Ливии. важно
Плавание в бассейне вызывает рак
Человек не должен относиться фатально к своей судьбе
Подбитый в Ливии истребитель принадлежал повстанцам
Жириновский: мусульманский мир должен поддержать Каддафи
Женщины могут исчезнуть с лица Земли
Саркози объявил о начале военной акции против Ливии
Навруз: отмечать или нет
Лидер ХАМАС о революциях на Ближнем Востоке
Над "Фукусимой-1" вновь поднимается белый дым
Арабские страны готовы атаковать Ливию
Британцы смоделировали главную опасность "Фукусимы-1"
Архив новостей
«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2011 Наш Мир
Создать сайт бесплатно