Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4516
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Что же мы празднуем 1 мая?
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

    Советским октябрятам и пионерам в обязательном порядке рассказывали о героической судьбе рабочих Чикаго, вышедших на демонстрацию с требованием 8-часового рабочего дня и расстрелянных американской полицией. Тогда погибли не менее шести демонстрантов, общее число жертв беспорядков составило несколько десятков человек.

     День гнева

     Если уж быть совсем точными, одну из многочисленных демонстраций, устроенных социалистами и анархистами США и Канады в начале мая 1886 года, расстреляли не 1, а 4 мая. Именно поэтому, кстати, в ряде стран «день солидарности трудящихся» не привязан строго к конкретному числу, как у нас, а отмечается в первый понедельник мая.

     Расстрелы демонстрантов в Америке (которая, заметим, уже тогда была демократической страной) случались все-таки существенно реже, чем сами демонстрации трудящихся. Да и мирные граждане в тот раз вели себя не так уж мирно: восемь полицейских погибли от бомбы, брошенной кем-то из анархистов. Факт убийства потряс общественность на Западе и вызвал бурное осуждение, особенно в рядах левых. Три года спустя, после широкого обсуждения в свободной прессе, в июле 1889-го члены 2-го Интернационала (ныне Социнтерн) постановили отмечать в начале мая день солидарности рабочих всего мира. И это был вовсе не веселый и добрый «праздник весны и труда», а «день гнева», когда левые партии и профсоюзы устраивали забастовки, шли на демонстрации и выдвигали требования работодателям, главным из которых долгое время оставалось введение 8-часового рабочего дня. Первые подобные акции в большинстве стран Европы прошли 1 мая 1890 года, в Великобритании — в воскресенье 4 мая.

     В царскую Россию Первомай пришел спустя десятилетие, хотя в 1890 году состоялась массовая забастовка в Варшаве, а в 1891 году первую маевку провели социал-демократы Санкт-Петербурга. Никакой свободы собраний, равно как и свободы слова в православной империи отродясь не было, потому более-менее массовое участие рабочих в майских акциях протеста наблюдается только с 1900 года. Да и то в крупных промышленных центрах: Питере, Варшаве, Лодзи, Киеве, Харькове, Казани. Само собой, занятие это было весьма экстремальное. Например, именно с 1 мая связан расстрел рабочих в Петербурге в 1901 году — известная по школьным учебникам Обуховская оборона. Свободное празднование Первомая состоялось только 1 мая 1917 года, когда после Февральской революции в стране были введены все необходимые демократические свободы. Ненадолго.

    Первомай на службе

     Владимир Ильич Ленин, а вслед за ним, как мы помним, и Василий Иванович Чапаев были за 3-й Коммунистический Интернационал, социалистов же не любили, поэтому тему авторства праздника 1 мая советские пропагандисты предпочитали не педалировать. Смысл Дня международной солидарности трудящихся в Советской России тоже изменился. Поскольку не только 8-часовой рабочий день, но и вообще все мыслимые и немыслимые блага для рабочего человека обеспечивала любимая партия, то и требовать пролетариям при «диктатуре пролетариата» по большому счету было нечего. Разве что принимать повышенные обязательства в соцсоревновании. Что же касается классовой борьбы, то она теперь велась только за права зарубежных товарищей.

     Уже в 1918 году 1 мая был объявлен нерабочим днем, тогда же прошел первый первомайский парад красноармейцев на Ходынском поле в Москве, а в 1920-м — еще и субботник. В 1928 году выходным сделали и 2 мая. В народе Первомай все больше принимал черты именно праздника — с гармошкой, водкой и частушками. Власти этому способствовали: должен же рабочий человек хорошо и весело отдохнуть, благо в условиях нашего климата на начало мая приходятся первые более или менее теплые дни. Да и хорошая замена «буржуазно-поповской» Пасхе. То, что «гуляем» по поводу мрачноватого в общем-то события, связанного с гибелью людей, в империи, теперь уже атеистической, никто не задумывался.

     В нацистской Германии, как и в СССР, день 1 мая был государственным праздником. Только назывался он — День национального труда. Это был один из первых праздников, введенных сразу же после прихода НСДАП к власти в 1933 году. В первый раз нацисты отметили его тем, что устроили погром профсоюзов по всей Германии, после чего независимое профсоюзное движение было запрещено. Еще в 1923 году Гитлер обращался к трудящимся: «Первое мая может быть в жизни народа лишь прославлением национальной творческой свободы, в противовес интернациональной идее разложения, и освобождением национального духа и хозяйского порядка от интернациональной заразы». Впоследствии первомайские обращения фюрера к завоеванным им народам стали обычным рутинным делом, они распространялись и на оккупированных территориях СССР в годы войны.

    День огородника

     В последние десятилетия существования советского режима мало кто вдавался в содержательную сторону пролетарского праздника. Для большинства рабочих и служащих позднего СССР это были прежде всего два выходных дня, когда можно вскопать грядки на своих шести сотках. По мере того как усиливались перебои с продуктами в магазинах, копание грядок в собственном огороде становилось делом все более важным. Призывы помогать американским безработным вызывали иронию и улыбку. Если уж и проявлять солидарность, то со своими рабочими, расстрелянными в Новочеркасске или, в порядке интернационализма, с поляками в Гданьске! Но такие речи можно было услышать только на кухне, и то не на каждой. На комсомольских и партийных собраниях все обстояло уже далеко не так, как в годы первых маевок.

     В своем знаменитом труде «Истоки и смысл русского коммунизма» Николай Бердяев сделал предположение, что «буржуазность в России появится именно после коммунистической революции». Прогноз философа сбылся, и притом довольно быстро. Празднование Первомая в позднем СССР — характерный пример такого «обуржуазивания». Достаточно сказать, что именно райкомовским «политтехнологам» пришла в голову идея платить за участие в массовых мероприятиях. Не наличными, конечно, как сейчас, но по тем временам куда более весомой валютой: за участие в демонстрации советскому труженику полагался один отгул, а то и два — кто как договаривался. А как еще было уговорить нормального семейного горожанина оторваться в весенний день от тещиного огорода?

     В Москве за обеспечение массовости демонстрации на Красной площади отвечали райкомы. Каждое предприятие, ведомство или НИИ должны были выставить определенное число участников по квоте. Примерно так в Московском царстве XVII века крестьянские и посадские «миры» посылали «даточных» на военные смотры в зависимости от того, сколько земель за ними записано. За организацию каждой шеренги, «пятерки», отвечали правофланговые из числа членов КПСС или беспартийных руководителей среднего звена. На инструктажах в райкоме говорилось, что о любых посторонних нужно немедленно сообщать в органы правопорядка, даже если это дети.

     Но и без этого оперативники в штатском тихо «отсекали» любых чужаков. Колонны демонстрантов выстраивались за украшенным кумачом лафетом, на котором красовалось название столичного района: Ленинского, Краснопресненского, Октябрьского, Пролетарского и т.д. Крупные заводы типа ЗИЛа, МЭЛЗа, «Серпа и молота», «Красного пролетария» катили свои богато украшенные лафеты и несли транспаранты с лозунгами вроде «Пятилетку в 4 года!», их многочисленные колонны специально приветствовались в трансляции на Красной площади. А вне главной площади страны иногда можно было увидеть и такое: на заводском лафете разгоряченные весенним праздником трудящиеся катают своих вусмерть пьяных товарищей. Колонны служащих отраслевых министерств и НИИ выглядели сдержаннее, в лучшем случае флажки и цветы с райкомовского склада.

     Шествие занимало несколько часов, прежде чем выйти к Мавзолею, демонстрация долго петляла по пустынному центру города. Когда же счастливые советские граждане наконец проходили с одной из сторон Исторического музея, выяснялось, что колонны по большей части двигаются на столь почтительном расстоянии от Мавзолея, что невозможно увидеть не только лица, но и фигуры вождей, стоящих на трибуне. Да и не до вождей уже было — поскорее бы уйти куда-нибудь в сторону Третьяковки, а там — на метро.

    Особенно непросто приходилось тем, кому поручали нести красное знамя (умные люди от этого старались уклоняться): мало того что тащить тяжело, так еще в конце обязательно нужно было его сдать. Однако в суматохе многие попросту бросали пролетарские флаги и бежали по домам. Последний Первомай с руководителями партии и правительства на Мавзолее состоялся в 1990 году.

    Праздничная чехарда

     После падения коммунизма — в России никак не могут договориться, что и по какому поводу отмечать. В последние годы власти пытаются укоренить новые праздники: аналогом советского 1 мая стало «шествие народов» в День России 12 июня. Народы, правда, не всегда помнят, как сей красный день календаря называется. Не менее странно выглядит и «день русского националиста» 4 ноября с полуразрешенным, но от того не менее популярным среди фашиствующей молодежи «Русским маршем».

    Выходной 1 мая уже полтора десятилетия используется политическими партиями, от коммунистов и Жириновского до «единороссов» и правых, в качестве возможности «засветиться», напомнить о себе. Народ на эти информповоды почти не реагирует: пробки на выезде из мегаполисов в сторону заветных шести и более соток превосходят любые колонны демонстрантов. Недовольны трудящиеся разве что одним: почему власти не сделали каникулы с 1 по 9 мая, ведь как бы было хорошо провести все это время на даче!

Категория: Аналитика | Просмотров: 660 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | | |

Источник: http://newsland.ru

Автор: Жарков Василий

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Ученые развеяли миф о вреде сливочного масла
Найден способ избежать преждевременной смерти
Названа главная польза зеленого чая
Смертельно опасные змеи оказались способны переплывать океаны
Целомудрие праведницы оказалось мифом
Химики придумали LEGO-антибиотики
Ученые определили максимум допустимого употребления антибиотиков
Доказано влияние мозговых тренировок на память
Названы нежелательные для зачатия детей месяцы
Новые игровые автоматы
Меркель отказалась считать беженцев переносчиками терроризма
Назван оптимальный для погашения ипотеки размер семейного дохода
Архив новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2016 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана