Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4590
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Арабские средства массовой информации: исторический аспект
Газета "Наш Мир" Газета «Наш Мир»

В своем развитии арабские средства массовой информации прошли долгий и плодотворный путь: от непритязательных газетных листков к высокотехнологичным спутниковым каналам, от изданий местечкового характера к масс-медиа с аудиторией, исчисляемой миллионами, от трансляции государственной пропаганды к независимому освещению событий.

Арабские СМИ совершили прорыв не только в области технологии, но и в области идеологии, включившись в мировые политические процессы и став фактором демократизации ближневосточного региона. С трансформацией средств массовой информации произошла и трансформация их аудитории в возрастном, классовом и идеологическом разрезах.

В связи с этими изменениями появляется необходимость последовательного и углубленного изучения арабских СМИ, истории их развития и современной ситуации. Представляется целесообразным последовательно осветить историю и современное состояние печатных, а затем электронных СМИ, останавливаясь на особенностях их развития в отдельных арабских странах.

Пресса на арабском Востоке

Арабские печатные СМИ могут быть поделены условно на три основные категории: государственные или полуофициальные, газеты, издаваемые политическими организациями, и частные, немногие из которых могут считаться независимыми в редакторской политике, поскольку часто принадлежат состоятельным лицам с политическими амбициями и стремлением к расширению своего влияния. Такое разделение обусловлено особенностями исторического развития арабской прессы.

Первые газеты (Courier de l’Egypte, Hawadith al-Yaumiya, Al-Zaoura) появились в находившихся под властью Османской империи арабских странах в конце XVIII в., сразу же став, как считают некоторые, «орудием турецких властей или иностранных посольств».

Независимая журналистика зародилась в 60–70-х годах XIX в. в Египте; в частности, в 1867 г. начала выходить в свет газета Al-Ahram, пользующаяся популярностью и по сей день. Египет стал пристанищем для недовольных цензурой журналистов других арабских стран, прежде всего Сирии и Ливана. В этот период пресса развивалась от простого освещения событий с общепринятой точки зрения к более глубокому анализу и выявлению серьезных общественных проблем.

Вплоть до 1908 г., когда под давлением младотурок были отменены юридические ограничения, независимая журналистика развивалась нелегально и подвергалась репрессиям со стороны властей Османской империи. Со снятием этих ограничений в арабских странах (в особенности в Сирии, Египте и Ираке) начался бурный рост националистической прессы, как пишут специалисты, «взывавшей к национальному арабскому самосознанию в условиях турецкого господства».

Распад Османской империи и включение арабских стран в мандатную систему оказали значительное влияние на арабскую прессу, выразившееся в появлении независимых печатных органов политических партий и финансируемых европейскими властями подцензурных изданий (в большей мере это относится к странам, попавшим в сферу влияния Франции: Марокко, Алжиру, Тунису, Сирии и Ливану).

В период между двумя мировыми войнами в арабской прессе широко обсуждались следующие вопросы: идеологические и политические конфликты между партиями, конфронтация и поддержка властей, борьба против иностранного присутствия и сущность нового формирующегося общества, что отражало сложность и многогранность изменений в арабских странах.

После окончания Второй мировой войны пресса оставалась важным орудием в борьбе за обретение независимости и установление националистических режимов, однако последние, утвердившись, также наложили ограничения на развитие печатных СМИ. Единственное исключение из правила – Ливан, в котором благодаря особенностям социально-экономической политики властей вплоть до начала в середине 70-х годов, гражданской войны «журналисты, - отмечали тогда, - наслаждались беспрецедентной в регионе свободой слова».

В 80-е годы правительства арабских стран (особенно Саудовская Аравия, Ливия и Ирак) стали уделять больше внимания привлечению на свою сторону журналистов печатных изданий для создания благоприятного имиджа своих государств у иностранных партнеров, что не могло способствовать повышению качественного уровня арабской журналистики.

Хотя в 90-е годы центр тяжести переместился на спутниковые телеканалы и Интернет, печатные СМИ по-прежнему имеют широкую аудиторию и продолжают оказывать значительное влияние на региональный политический процесс.

Радио на арабском Востоке

Что касается радиостанций, то они начали появляться в арабских странах в разные периоды (в Египте – уже в 1920 г., в Иордании – только в 1959 г.), однако в большинстве стран ближневосточного региона они несли и несут одинаковую функцию, а именно функцию государственной пропаганды. Радиостанции контролируются либо напрямую Министерством информации (как в Сирии и Саудовской Аравии), либо другими объединениями подобного плана (Египетский радиовещательный и телевизионный союз, Палестинская телевизионная корпорация и т. п.).

Инициатива создания радиостанций принадлежала властям – либо национальным, если государство уже обрело независимость, либо мандатным, если оно продолжало контролироваться английской или французской администрациями. В дальнейшем появлялись и частные радиостанции, однако они либо запрещались законом (как в Египте и Сирии), либо попадали под действие цензуры.

Радиостанции арабских стран транслируют программы различного толка, смесь арабской и европейской музыки, объявления общественных организаций, новости и сводки событий, однако чаще всего имеют четкую проправительственную направленность и имеют тенденцию к пристрастным оценкам и прямому искажению событий (подобно тому как станция Sawt al-Arab искажала события войны 1967 г.).


Телевизионные каналы появились в большинстве стран в 60-е гг. XX в., за исключением Сирии (с 1970 г.) и Палестинской автономии (с 1994 г.) и в большинстве своем контролировались теми же государственными органами, что и радиостанции. Единственное исключение – Ливан, в котором первые телевизионные каналы (Ливанская телевизионная компания и Ливанская телекомпания Ливана и Ближнего Востока) принадлежали частным лицам, однако поддерживались государством.

В 1990-е годы, с появлением в арабском мире спутникового телевидения, популярность государственных каналов стала падать, поскольку частные и негосударственные каналы предлагали более живые программы, нацеленные на панарабскую аудиторию и более профессиональный подход к освещению новостей и текущих событий. В рамках этой конкуренции некоторые арабские государства предприняли такие меры, как создание собственных спутников (например, египетского Nilesat 101) или открытие свободных медиазон (в Иордании и Саудовской Аравии).

Двумя наиболее известными арабскими спутниковыми каналами являются «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия». Поскольку «Аль-Джазире» посвящена третья глава данного исследования, представляется целесообразным отметить только беспрецедентный скачок популярности данного канала, появившегося в 1996 г. в Катаре, и его принципиально новый подход к освещению событий.

«Аль-Арабия» – второй по популярности арабский спутниковый канал, открытый в 2003 г. в Дубае и финансируемый Саудовской Аравией. «Аль-Арабия» хорошо известна своими оперативными новостными сообщениями и периодической трансляцией видеозаявлений боевых групп.

Появление спутникового телевидения, доступного жителям арабского Ближнего Востока, открыло новую эру: «если в период до открытия спутниковых каналов и Интернета характеризовался неприкрытым государственным контролем и цензурой, то новые технологии очистили пространство для арабских дебатов об общественных проблемах», отмечают наблюдатели.

Интернет на арабском Востоке

Не подлежит сомнению, что Интернет значительно поддерживает людей в осуществлении их права искать, получать и распространять информацию и идеи без границ. Однако в арабских странах Интернет по-прежнему распространен в минимальной степени, что подтверждается данными: В 2000 году только 1% арабского населения имел доступ в Интернет, в 2001 г. уровень достиг 1,6%, что является значительным ростом, однако он все еще ниже, чем в других регионах мира.

Широкому распространению Интернета в арабском мире препятствует совокупность факторов, среди которых язык, цена и компьютерная неграмотность, а также неразвитость инфраструктуры и в наибольшей степени государственная цензура.

Государство применяет ряд инструментов, значительно ограничивающих доступ населения в Интернет, среди них закрепленные в законодательстве ограничения доступа в Интернет, «пассивная цензура», то есть мониторинг посещаемых населением интернет-ресурсов, запрет отдельных прокси-серверов, а также фильтрование информации с помощью специальных программ, что делает невозможным для пользователей доступ к некоторым «нежелательным» сайтам.

Необходимо отметить, что, несмотря на сравнительно незначительный до последнего времени уровень доступа к Всемирной сети, в арабских странах наблюдается энтузиазм по отношению к Интернету как способу неограниченного доступа к информации. Вероятно, с преодолением вышеупомянутых препятствий Интернет станет играть бульшую роль в общественном развитии арабских стран, открывая новые горизонты разворачивающихся в них социальных изменений.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать ряд выводов, касающихся особенностей арабских средств массовой информации.

1. Наибольшей популярностью из всех разновидностей арабских СМИ пользуется телевидение ввиду его большей доступности по сравнению с Интернетом и печатными СМИ, требующими грамотности.

2. Значительная часть арабских средств массовой информации является рупором государственной пропаганды, выражая позиции властных структур и способствуя поддержанию традиционных общественных ценностей. (Вместе с тем единственный интернациональный документ об арабских СМИ, «Санская декларация об арабских СМИ», в декларативной форме отвергает «законы и меры, ограничивающие свободу прессы»).

3. В связи с распространением независимых арабских средств массовой информации режимы стали прибегать не только к открытой цензуре, но и к более тонким методам, наподобие ограничительных законов о прессе, контроля над поставками бумаги и оборудования, а также налогов.

4. Одно из ключевых мест в системе арабских СМИ занимает понятие профессиональной этики, предписывающей, согласно журналистским уставам, принятым во многих арабских странах, содействие развитию собственной страны, мирному процессу в глобальном масштабе и распространению духовных ценностей, предоставление наиболее полной и исчерпывающей информации, ответственность за ее изложение, а также отказ от оскорбления чьих-либо чувств и воззрений.

Подводя итоги, можно сказать, что арабские СМИ значительно прогрессировали за последние десятилетия, превратившись в эффективный способ познания окружающего мира для арабоязычного населения и средство распространения ценностей арабской цивилизации.

Категория: Ближный Восток | Просмотров: 2388 | Добавил: serj | Рейтинг: 5.0 | |

Источник: http://islam.ru

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2017 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана