Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4592
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Газета "Наш Мир" Газета «Наш Мир»

продолжение...

- Если Исламу нужна реформация, то какими методами ее нужно проводить? Надо изобрести собственный, новаторский метод или принять на вооружение чей-то успешный исторический опыт, например, опыт Протестантской Реформации?

- Поскольку Бог в Коране велел нам постигать Его творения, то в любом деле, а особенно в деле Реформации, мы должны изучать самый различный опыт, в том числе опыт прошлых поколений, используя при этом любые полезные для нас знания и сведения. Отказываться от этого мы не вправе, потому что все, что происходило в истории и происходит сегодня, в своём потенциале может являться для нас знамением Бога, тем более что никаких ограничений и запретов на получение дополнительных знаний в Коране нет.

Открыть для себя что-то полезное, увидеть какие-то закономерности и параллели мы можем повсюду, даже в начальной истории Соединённых Штатов Америки, что я, собственно, и продемонстрировал раньше. Естественно, что важнейшие сведения мы также можем почерпнуть из истории людей Писания. История Протестантской Реформации – один из таких полезных источников. Когда мы изучаем эту историю, рассматриваем идейные и идеологические нюансы Реформации XVI века, то обнаруживаем множество аналогий с тем, что необходимо реформам XXI века.

Прежде всего, это отказ от Церкви, как корпоративного института посредничества между Богом и человеком. Мартин Лютер и протестанты начали именно с этого. Девяносто пять знаменитых тезисов, прибитых Лютером к воротам своей церкви, были направлены против Папы, и являли собой критику существующего теократического режима в Ватикане. Так было положено начало дискуссий о роли Римской католической церкви в религии вообще, роли Папы и практики продажи индульгенций. Неприятие, непризнание возможности посредничества между Богом и человеком в виде церковного института – это самая главная параллель, объединяющая нас с протестантами.

Второе, что в Протестантизме является, на мой взгляд, интересным и полезным, это рациональное, независимое, автономное прочтение текста Писания с опорой на первоисточник, то есть на само Писание. Протестанты исключили из канонической версии своей Библии, если мне не изменяет память, семь книг, которые, по их мнению, были человеческими вкраплениями, но не словом Бога. Я не могу сказать, что протестанты отчистили Библию и восстановили её в первозданном виде, но попытка сделать это налицо. Вектор был выбран правильный, и это, в конце концов, дало результаты, результаты, прежде всего, практические, потому что протестантские страны того периода, это страны, отличающиеся более прогрессивным законодательством, более эффективной организацией жизни людей. В качестве примера можно привести Голландию, которая на протяжении многих поколений являлась в Европе светочем просвещения, островком свободомыслия и лидером книгопечатания. Что, в свою очередь, позволило маленькой стране на равных соревноваться в интеллектуальном, экономическом, военном и культурном планах с могущественными империями того периода – Британской, Испанской, Французской и т.д.

Что касается методов реформ. Методы реформ для нас также отражены в самом Писании, и самым главным и действенным из них является просвещение. Чтобы более глубоко и детально понять этот тезис нужно обратиться к Корану как к источнику смысла человеческого предназначения на земле вообще. Прямой путь – это путь единобожия, то есть интеллектуальное, осмысленное его признание, приведение себя в эмоциональную гармонию с этим фактором, и, разумеется, жизненная практика, приведенная в полное соответствие с ним. То есть, человек должен думать, чувствовать и жить во славу Господа. Чтобы человек смог это осуществить, ему необходим свободный выбор, поэтому это автоматически исключает всякого рода принуждение, всякого рода насилие в отношении человеческой личности. Поэтому Коран утверждает для человека право выбора, выбора между прямым путём и остальными кривыми.
Следовательно, методы, которые мы можем применять, должны учитывать это.

Нет никакой ценности в человеке, который провозглашает себя мусульманином, исходя из чужих, не собственных решений. Нет никакой ценности в такой вере - говорит Бог в Коране. Вера должна основываться на абсолютно добровольном, рациональном решении человека. Он должен знать, что Бог есть, и что единобожие - единственный разумный выбор. Для этого с человеком нужно беседовать, но не на птичьем языке метафор и легенд, а языком здравого смысла и логики. Из этого следует, что самые корректные и действенные методы коранической реформации - это рациональное просвещение, дискуссии, научные дебаты, исследования и доказательства.


- В прошлогоднем интервью газеты "Литер", Вам был задан вопрос: "Чем, по Вашему мнению, обусловлено то, что среди значительной части населения Казахстана появился интерес к религии вообще и к Исламу, в частности? В той части упомянутого интервью, где прозвучала мысль об исламском ренессансе в Казахстане, Вы сказали, что "глубокого переустройства элитарного и массового сознания не происходит". С Ваших слов, вместо этого "существует стихийная исламизация некоторых фрагментов казахстанского общества". Изменилась ли с тех пор Ваша точка зрения?

- С тех пор моё мнение не изменилось, так как я не вижу объективных причин для изменения ситуации. Также продолжается, кажущийся нам стихийным процесс распространения различных, противостоящих друг другу религиозных учений не только мусульманских, но и множества других, нетипичных для нашей страны направлений. Это уже имеет, и будет иметь в будущем весьма плачевные результаты и последствия. Потому что если мы не едины в идейном, духовном и интеллектуальном плане, то мы не сможем образовать и сохранить единство в других сферах нашей жизни, в национальной политике, в государственном строительстве, в экономике и социуме. В этом я вижу реальную угрозу целостности нашей государственности, эффективности существования нашего национального организма.

Главную причину того, что сегодня происходит, я вижу в том, что религия была и остаётся для многих очень заманчивым и привлекательным способом уйти от неудобств нашей действительности. Религия претендует на объяснение всего и позволяет обрести человеку психологический, душевный комфорт, позволяет залечить раны, полученные в результате столкновения с реальностью. А это как раз то, что большинство людей ищут на протяжении всей своей жизни. Другими словами, религия - это суррогат счастья или суррогат основы для счастья. Потому что без душевного равновесия, или видимости такового, человек существовать долгое время не может. А так как законодательство нашего государства, в этом смысле, либерально, то любой сегодня может пропагандировать, исповедовать свою идею, и желающих, как мы видим, множество. Религиозный фактор имеет довольно серьёзное присутствие в мире, наша страна не является в этом смысле исключением.

Живы и продолжают жить традиционные религии, помимо этого существует огромное количество нетрадиционных религиозных и псевдорелигиозных образований. Результат взаимодействия двух факторов - доступности и востребованности религии как продукта, мы и наблюдаем сегодня.

Это не может не тревожить, поскольку подавляющее большинство таких религиозных продуктов, не основано на прямом Божественном источнике и не выдерживают элементарной критики с точки зрения рациональности, научности и права человека на независимый выбор. А так как в народе присутствует устойчивая привычка автоматически переносить религию в плоскость иррационального, то каждый старается принять ту форму религии, которая кажется ему более привлекательной с точки зрения вызываемых эмоций. Кому-то нравиться голодать, кому-то молиться по ночам, кому-то нравиться ничего этого не делать, откупаясь пожертвованиями или дарами. Кому-то нравиться посещать групповые занятия, кому-то петь хором, а кому-то участвовать в изощрённых таинствах и мистериях. Но это не имеет никакого отношения к истине, потому что истина должна основываться на трезвом, осмысленном подходе к вере. То есть истина и её критерии лежат в плоскости рационального, эмпирического, экспериментального, я бы даже сказал, математического измерения.

Бог, сотворивший небеса и землю, создал реальность и основания этой реальности в виде физических, математических законов. Бог, сотворивший наш разум, наши души, наделил нас познавательной функцией, находящейся в удивительно гармоничном состоянии с окружающей нас материей. Мы можем познавать законы этого мира, что само по себе указывает на наличие Божественного замысла в отношении человека и смысла его бытия. Ведь мир мог бы быть устроен слишком сложно, хаотично, и мы не могли бы его познавать. Тот факт, что мир познаваем нами, уже говорит о наличии единого Инициатора этого процесса. Бог сотворил математику и законы физики и, совершенно логично, что Его религия, Его Послание, находятся в гармонии с этими законами. И самым естественным является то, что Его методы убеждения, основаны на этих же законах.


- Что бы Вы взяли в сегодняшний день из истории Ислама из традиции, из Сунны?

- Некоторые чрезмерно вспыльчивые и эмоциональные критики, обвиняют нас в том, что мы отвергаем Сунну вообще. На самом деле, это утверждение далеко от истины. Сунну, хадисы и другие письменные источники традиции мы не отвергаем по факту. Мы используем их в качестве исторических, документальных свидетельств о быте и жизнедеятельности средневековых арабов и жителей Ближнего Востока. Они интересны нам в качестве дополнительного исторического и фольклорного материала. В таком виде никто не отрицает ни Сунну, ни хадисы. Но мы лишаем все традиционные источники божественного ореола, ореола святости и сакральности. Мы лишаем их статуса неприкосновенности, непогрешимости и непредвзятости. Это первое. Второе, мы стремимся вынести эту проблематику в область широкого публичного обсуждения, потому что уважаем право каждого человека быть информированным о тех проблемах, противоречиях и трудностях, с которыми данное явление сталкивается, и которыми изобилует. Поэтому, всю Сунну я бы взял с собой в сегодняшний день в качестве такого вот материала для исследований.


- Что в Исламе не может, и не должно подлежать реформированию?

- Я считаю, что основным в кораническом Исламе положением, которое не может и не должно подвергаться пересмотру - это теология смирения, смирения перед Богом, который приказывает нам наблюдать и размышлять. Поскольку право человека на свободную мыслительную деятельность закреплено прямым Божественным указанием, подвергать это положение ревизионизму нельзя! Всё остальное, включая факт существования Бога, Самим Богом определенно в качестве поля для размышлений.

Спасибо.
Категория: Темы Корана | Просмотров: 12337 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 4.7 | |

Источник: http://nashmir.kz

Автор: С Аслбеком Мусиным беседовал Алим Иноятов

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2017 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана